Психическое развитие детей

Проблемы с рабочей памятью

Рабочая память – это способность мозга сохранять и использовать соответствующую информацию во время выполнения задания, важное умение для обучения. Проблемы обучения, которые возникают при нарушении рабочей памяти, не связаны с пониманием материала

Проблемы в обучении, которые возникают при дефиците или нарушении рабочей памяти:

  1. Проблемы с решением математических задач в несколько этапов. Например, при выполнении устного задания учителя «Из 20 вычесть 10 и прибавить 5» активно работает рабочая память: ребенок производит вычисление в уме «20-10», при этом удерживая в памяти операцию «прибавить 5», далее он прибавляет «5», удерживая в памяти результат «20-10». При проблеме с рабочей памятью такие вычисления в уме сделать очень сложно.  Дети с нарушениями рабочей памяти демонстрируют трудности с заданиями, которые имеют более одно шага в их выполнении, как правило запоминают только первый и последний шаги, забывают, что надо сделать в середине.
  2. Функциональные проблемы с пониманием чтения. Ребенок не помнит предложение, которое он только что прочитал. Написание изложения или сочинения также является сложной задачей. Это требует, чтобы ребенок извлек из долговременной памяти информацию, одновременно используя грамматические и пунктуационные знания.
  3. Трудности со словесным запоминанием задания при его выполнении. Ребенку трудно удержать в голове вопрос учителя, при поиске ответа в учебнике и т.д.

Проблемы с долгосрочной памятью

Дети, у которых есть проблемы с долговременной памятью, чаще всего получают оценки, не соответствующие времени и усилиям, которые они проводят в подготовке задания.

ИСТОРИЯ

«Вчера вечером все прекрасно знал, а утром на уроке не смог ничего ответить, не вспомнил».

Нарушения долговременной памяти – неспособность быстро и эффективно вызывать информацию из долговременной памяти и хранить ее, то есть неспособность отнести понятие к какой-либо категории, хранить правила и шаблоны для их использования при решении задач (грамматические правила, шаблоны для решения примеров и задач в математике)  и др.

Что делать?

Если вы считаете, что у вашего ребенка проблемы с памятью, нужно выяснить, так ли это.  Нейропсихологическая диагностика поможет понять, какие именно трудности испытывает ребенок.  С помощью специально разработанных тестов и заданий нейропсихолог сможет определить, в чем именно проявляются нарушения: памяти, внимания, концентрации.  

Для коррекции нарушений ребенок может пройти нейропсихологическую коррекцию, которая проводится в виде игр и упражнений. Нейропсихологическая коррекция может проводиться как в группе, так и индивидуально.

При необходимости, нужно получить консультацию других специалистов: невролога, психолога, логопеда.

В каком возрасте начинать развивать память?

Развитие памяти детей дошкольного и школьного возраста можно условно разделить на три основных этапа, каждый из которых имеет свои принципы и рекомендации:

  • 3-6 лет. В этом возрасте ребенок особенно хорошо усваивает те знания, которые ему интересны. Чтобы малыш мог легко запомнить название цветов, форм предметов, полные имена родителей и свой домашний адрес, эту информацию ему нужно объяснять в игровой форме. В дошкольном возрасте таких тренировок будет достаточно, чтобы развивать память ребенка.
  • 6-10 лет. В младшем школьном возрасте дети впервые сталкиваются с большими объемами информации и учатся их запоминать произвольно. В начальной школе ученикам прививается важная база, без которой в дальнейшем им сложно будет осваивать программу. Если ребенок плохо справляется с этой задачей, то нужно развивать его навыки обработки информации, занимаясь с ним дополнительно.
  • 10-14 лет. По окончании начальной школы ребята переходят на новый этап своей жизни. Обязательных к изучению предметов становится больше, а потому и нагрузка возрастает. Несмотря на то, что к этому возрасту школьники уже обладают достаточно развитой долговременной памятью, ее иногда недостаточно для хорошего запоминания информации. В этом случае нужно заниматься с ребенком дополнительно, ведь чем старше он будет становиться, тем сложнее ему будет учиться.

Что может затормозить или ослабить развитие памяти ребенка и его внимания?

Чрезмерное увлечение мультфильмами и компьютерными играми

Дело в том, что частое мелькание картинок на экране телевизора или компьютера негативно действует на нервную систему малыша, в результате внимание становится рассеянным и память ребенка ослабевает. Желательно ограничивать подобное времяпровождение детей, чтобы в будущем у них не возникло ненужных зависимостей и проблем с обучением

Развивать память своему ребёнку необходимо с самого детства. Когда ему исполнилось 7 лет, юного школьника можно отдать на курс «Меморика» в «Академию развития интеллекта SMARTUM». После обучение малыш сможет управлять всеми процессами своей памяти, у него будет отлично развито образное мышление, и он научится систематизировать информацию. Кроме этого, учёба в школе превратится для него в занимательное приключение, ведь запоминать любой материал он будет легко и быстро, а новые науки воспринимать с интересом.

• Когда появляется память?

Многие специалисты уверенны, что память у детей есть с самого рождения. Кроме того существует вполне авторитетное мнение, что дети помнят даже внутриутробный период своей жизни, но только память эта абсолютно бессознательная. Так, когда появляется память у детей и как это происходит?

Только по достижению ребенком возраста 9 месяцев в детском сознании происходит определённый сдвиг – мозг малыша достигает минимальной величины по своему объёму, которая необходима для «включения» интеллекта. Этот минимальный объем составляет 750-800 куб. см. и является своеобразным Рубиконом. Человеческий мозг при меньшем объёме просто не способен к каким-либо мыслительным процессам.

При появлении на свет объём мозга новорождённого ребенка достигает всего лишь 360-400 куб. см., не более. К годовалому возрасту мозг существенно прибавляет в размерах. В год его объём равняется 900-1000 куб. см. Нормой данной величины для взрослого человека является примерно 1400-1600 куб. см. и это притом, что «функциональная» часть мозга ничтожно мала, то есть интеллектуальный потенциал человеческого мозга составляет лишь 3-8%, или 10-20% – по разным данным и теориям.

Можно ли определить патологии плода во время беременности?

Да, можно. Для этого разработаны и проводятся скрининги. Первый скрининг проводится с 11 недель до 13 недель и 6 дней. В этом сроке определяется уровень b-ХГЧ , PAP-A  и УЗИ. Цель проведения скрининга в этом сроке – оценить риск хромосомных патологий плода, пороков развития нервной трубки и по возможности выявить грубые пороки развития эмбриона (плода).  В 15-20 недель (оптимально в 16-18 недель) повторно определяют ХГЧ, АФП и свободный эстриол. Цель – та же. В 18-21 неделю проходят второе скрининговое УЗИ. На этом сроке детально оценивают органы и системы, исключая пороки развития плода. Третье УЗИ проходят в сроке 32 недель. К сожалению, некоторые пороки можно диагностировать только на поздних сроках, но, как правило, эти пороки совместимы с жизнью.

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

Агрессивное поведение

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

Инфантильное поведение

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

Конформное поведение

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере,  а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как  СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой

Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Мистика, или Воспоминания до рождения

Психолог Элизабет Халлетт в своей книге «Истории нерожденной души: тайна и прелесть жизни перед рождением» пишет, что людей с дородовыми воспоминаниями гораздо больше, чем может показаться, так как помнить себя до родов «не принято». А кто сказал, что мы не можем вспоминать о том периоде? Ведь тогда мы уже обладали мозгом, способным фиксировать воспоминания…

Так, учительница Николь И. поведала историю своего ученика по имени Майкл. Майкл был сыном ее близкой подруги, умершей, когда ребенку исполнилось всего несколько месяцев. Поскольку женщина являлась матерью-одиночкой, Николь заботилась о ней. Так, она отвезла подругу в больницу, когда той пришло время рожать. Когда мать Майкла скончалась, ребенка забрали родственники, а Николь на время потеряла эту семью из виду, пока мальчик не стал ее учеником.

Однажды на уроке Николь попросила учеников описать свои самые ранние воспоминания. Майкл в подробностях описал, как она везла в госпиталь его мать. Мальчик сообщил, что они ехали в серой машине, и даже напел мелодию, которая играла в автомобиле… Кроме того, он вспомнил, что Николь останавливалась на заправке, чтобы узнать дорогу к госпиталю. Также он описал некоторые ее действия по прибытии в больницу — в частности, что она звонила кому-то из телефона-автомата и натянула на себя чей-то свитер, лежавший в приемном отделении…

Действительно, свой серый автомобиль Николь продала через пару лет после рождения Майкла. Песню, которую припомнил мальчик, она любила слушать, сидя за рулем. По пути в сельскую больницу они заблудились, поэтому Николь остановилась, чтобы спросить дорогу. По телефону-автомату ей пришлось позвонить, поскольку в госпитале не действовала сотовая связь. Также ей было очень стыдно, что она надела чужой свитер — просто в приемном покое было холодно и женщина озябла… Она была уверена, что никто об этом не знает.

Особенности памяти у детей

Профессор Патрисия Бауер (Patricia Bauer) из Колледжа искусства и науки Эмори изучила 83 ребенка в течение нескольких лет.

Дети начали участвовать в исследовании в возрасте 3-х лет и обсуждали 6 уникальных событий своего прошлого, такие как семейные поездки, поход в зоопарк, первый день в школе и дни рождения.

Второй этап исследования проходил, когда детям было между 5-ю и 9-ю годами, когда их просили обсудить те же события и вспомнить детали, о которых они раньше помнили.

Ученые выяснили, что между 5-7 годами, количество воспоминаний у детей составляло около 63-72 процентов. Однако у 8-9 летних детей количество информации упало до 35-36 процентов.

В воспоминаниях более младших детей, как правило, не было автобиографических фактов, таких как место и время, и они появлялись по мере взросления.

Возрастные особенности

На каждом этапе развития памяти у дошкольников происходят разительные изменения способности к запоминанию, воспроизведению информации. Условно в дошкольном возрасте определяют 4 таких этапа:

  1. Дети до года: развивается моторная память, которая проявляется первыми условными рефлексами. На первом году жизни ребенок запоминает движения и повторяет их. Запоминание более эффективно, если обучение сопровождается ярким, эмоциональным действием.
  2. Возраст от 1 до 2 лет: в этот период активно развивается ЦНС малыша, вследствие чего увеличивается объем запоминаемой информации и ее прочность. Ребенок узнает близких и родных людей, он начинает ходить, развивается образная память. Первые осознанные воспоминания привязывают к этому возрастному периоду.
  3. Возраст 2-4 года: активно развивается механическая память, однако после двух лет ребенок начинает выстраивать и логическую цепочку, запоминает слова, развивает основные двигательные навыки.
  4. Возраст 4-6 лет: преобладает непроизвольное запоминание. Обычно ребенок в этом возрасте запоминает ту информацию, которая оказалась интересной, захватывающей, увлекательной. Происходит это независимо от того, хочет ли дошкольник запоминать эту информацию.

Методики эффективного развития памяти

Когда ребенок учит стихи наизусть, запоминает название стран и их столиц, учит правила по алгебре, он тренирует свою память. Но той нагрузки, которую дает освоение школьной программы, порой недостаточно для того, чтобы существенно улучшить навыки работы с информацией

Поэтому важно заниматься с детьми дополнительно, особенно если запоминание учебного материала дается им тяжело

Существует немало игр и упражнений, которые направлены на тренировку памяти, но далеко не всегда они дают видимый результат. Чтобы значительно улучшить навыки детей, занятия с ними должны быть регулярными и системными, а в домашних условиях так учиться не всегда удается. Поэтому родители нередко находятся в поиске курсов, которые эффективно развивают память.

Одной из таких программ является Меморика от академии развития интеллекта детей AMAKids. Эта методика направлена на развитие памяти и внимания у детей от 7 до 16 лет. На занятиях ребята смогут освоить основные принципы хорошего запоминания информации и научатся использовать их в повседневной жизни. Это позволит им легко и быстро осваивать школьный материал без особых усилий.

Ребенок маленький и все забудет… или нет?

Как работает детская память, и что ребенок запомнит из своего детства

Родители стараются сделать детство ребенка насыщенным, радостным и ярким. Довольно обидно, что, вырастая, ребенок не помнит из этого детства буквально… ничего! Не помнит, как в три года он впервые увидел в зоопарке жирафа. Как в четыре года вы поехали в отпуск в Испанию, и там он купался в море, с визгом убегая от волн. Или как впервые познакомился с соседской собакой, которая облизала ему нос, и он хохотал до слез…

Неужели все это исчезает безвозвратно, и мы никогда ничего из этого не вспомним? По какому принципу формируются наши детские воспоминания? Что именно запомнит наш ребенок?

Методика Томаса Верни

Сам Т. Верни считает, что ничто не влияет на ребенка столь положительно, как любовь.

Он также добавляет, что важной частью программы является мир и гармония в семье. Сама методика состоит из нескольких ключевых моментов:. Мама

Вся программа направлена на улучшение эмоционального благополучия ребенка за счет успокоения и расслабления мамы. Это делается для снижения поступления к ребенку гормонов стресса – адреналина и норадреналина

Мама. Вся программа направлена на улучшение эмоционального благополучия ребенка за счет успокоения и расслабления мамы. Это делается для снижения поступления к ребенку гормонов стресса – адреналина и норадреналина.

Упражнения. На протяжении всей программы маме предлагается выполнять различные упражнения для снятия стресса и общения с ребенком посредством звука, эмоций и прикосновений.

Звук. Томас Верни использует музыку в своих упражнениях, чтобы снять стресс с мамы и будущего малыша. По его исследованиям, оптимальным является прослушивание расслабляющей музыки в течении часа хотя бы 2 раза в неделю на протяжении всей беременности. С пятого месяца рекомендуется пение, разговоры с малышом и чтение для него вслух. Все это способствует развитию слуха малыша. А устойчивый пульс мамы означает для ребенка спокойствие, безопасность и любовь к нему.

Прикосновения. С шестого месяца к упражнениям добавляются прикосновения. Из-за глубокой связи между движением и эмоциями танец является отличным способом сообщить свои чувства малышу. Также рекомендуются массаж и поглаживания живота.

Если ребенок все забыл, можно ему напомнить

Ну и, наконец, еще одна удивительная способность детской памяти: вспомнить (достоверно, ярко и с подробностями) то, чего не было. Причем сделать это могут не только завзятые фантазеры и выдумщики; стоит немного подтолкнуть ребенка, как он начинает «вспоминать» описываемые события!

К сожалению, таким образом у детей часто формируются ложные воспоминания, более того, их можно создать даже у взрослых. Примером могут послужить все те же Соединенные Штаты Америки, где одно время пошла настоящая волна судебных дел, связанных с сексуальными домогательствами к несовершеннолетним. После сеансов у психотерапевтов, которые искренне пытались докопаться до корня проблем своих пациентов, подростки и даже взрослые люди «вспоминали» эпизоды сексуального насилия, которые, оказывается, были спрятаны глубоко в памяти. С этой информацией пациенты отправлялись в суд и требовали компенсировать перенесенные ими моральные страдания. Оказалось, что иногда речь действительно идет о подавленных воспоминаниях, а иногда – о вновь сформированных, причем отличить одни от других мог только опытный специалист. Сами же пациенты сделать это совершенно не в состоянии.

Какой вывод можно сделать из этой, несомненно печальной, практики? Самый оптимистичный!

Ведь чем ярче и полнее наши воспоминания о счастливом детстве, тем счастливее мы будем во взрослой жизни!

24.08.2020Подготовила Полина Иванова

  
  о детях до года, о детях от 1 до 3 лет, Познавательное

Виды памяти

Человеческая память имеет множество классификаций. Она может различаться в зависимости от изучаемого объекта: картинки и схемы мы запоминаем с помощью зрительной памяти, звуки – благодаря слуховой, а ощущения от прикосновения к объекту – тактильно.

Также память можно разделить на произвольную и непроизвольную. Произвольная как раз и используется детьми, когда они стараются запомнить какую-либо информацию. Ребята делают над собой усилие, стараются сосредоточиться на материале и хорошо усвоить его. Непроизвольная память работает иначе – она фиксирует данные автоматически. Так, например, ребенку не нужно как-то особенно концентрироваться, чтобы вспомнить то, что он ел на завтрак или с кем гулял на улице.

По длительности запоминания память можно разделить на долговременную и кратковременную. Долговременная память зачастую фиксирует важные данные, которые часто используются. К примеру, человек легко может назвать свое имя или перемножить два однозначных числа, так как необходимые для этого знания он запомнил на всю жизнь. А вот вспомнить дату рождения писателя, биографию которого проходили в школе, взрослому будет сложнее, ведь за эту информацию отвечает кратковременная память.

Если родители хотят улучшить навыки запоминания у своих детей, то им нужно постараться научить их усваивать информацию произвольно и на долгий период. Но для этого нужно понимать то, как работает память ребенка.

Определение памяти и её сущность

Память – это познавательная способность накопления, сохранения и воспроизведения навыков, действий, знаний, слов и прочей информации.

Комплексное развитие памяти у детей – процесс, волнующий и педагогов, и психологов. К определению степени условно-рефлекторных связей малыша родители с должной серьезностью начинают подходить на 2-3 году его жизни – когда ребенок пытается заучивать несложные фразы и стишки. Между тем, естественное развитие памяти у детей начинается с появлением ранних условных рефлексов – с 14-16 дней, когда в процессе кормления, при взятии на руки малыш демонстрирует определенные пищевые реакции:

  • тактильные действия;
  • шатания головой;
  • раскрывание ротика и т.д.

Если в латентном возрасте для формирования узнаваемости ребенку достаточно пары дней, в 2-3 года опыт узнавания (а, следовательно, и запоминания) требует нескольких недель, и уже к 6-7 годам этот период составляет не менее трех лет. Поэтому развитие памяти у детей происходит в строгой последовательности — с обязательным использованием имеющейся опытной базы.

• Особенности детской памяти

На самом деле дети не думают, дети воспринимают. Особенности детской памяти заключаются в том, что она детская память синкретична. Проще говоря, восприятие мира ребенком происходит в его полном объёме. То есть все предметы, образы, действия, эмоции связаны неразрывно друг с другом. Дети визжат от восторга, прыгают от радости, замирают от восхищения, рассказывают взахлёб об оранжевом трамвае. Детские впечатления более полные и яркие, чем у взрослых. Именно поэтому детская память является более долговременной. Взрослый человек может забыть с легкостью то, что было вчера, зато помнит много деталей из детства. Особенно это заметно в пожилом возрасте.

В детстве способность запоминать гораздо большая, поскольку память у детей напрямую связана с эмоциями, а малышам всегда всё интересно. У взрослых этот процесс мало чем отличается, мы тоже лучше запоминаем то, что связано с яркими эмоциями, вот только впечатлений у нас гораздо меньше – пресытились. Для ребенка каждый день – открытие, каждый день начинается с новостей и заканчивается ими же. В детском возрасте время тянется долго, дни же взрослой жизни мелькают как фотовспышки. Безусловно, это сугубо психологическое восприятие, однако оно наиболее ярко характеризует разницу, существующую между детьми и взрослыми.

Детская память – это потрясающий, удивительный дар, который дается каждому в начале жизненного пути

Очень важно не упустить его, воспользоваться в полной мере, ведь именно в ранние годы в человеке закладываются основы мышления и сознания. Дети получают огромное количество самой разносторонней информации, которая обрабатывается в глубинах мозга, формируя мировоззрение и мировосприятие, которое «сопровождает» человека всю оставшуюся жизнь

Все мы «родом из детства», все мы из того самого удивительного времени, когда самая обычная шляпа походила на удава, который проглотил слона.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: